Перед каждым выпускником ВУЗа в конце обучения возникает нелегкая задача выбора темы дипломной работы. Как выбрать тему из огромного числа альтернатив? Чему отдать предпочтение? Каждый решает эти вопросы по-своему, у каждого свои критерии выбора. Стоит обратить внимание на то, кто из преподавателей будет назначен научным руководителем (как правило, каждый преподаватель «курирует» определенные темы выпускных работ), и отдать предпочтение тому руководителю, с которым в процессе обучения установилось определенное взаимопонимание.
А еще очень важно, чтобы тема была по-настоящему интересна дипломнику, тогда написание дипломной работы из тягостной обязанности превратится в увлекательный процесс, даст пищу для размышлений, позволит совершить маленькие (а, может, и большие) открытия, доставит огромное удовольствие и даст профессиональное удовлетворение.
Пожалуй, особым многообразием отличаются темы дипломных работ по информационным технологиям. Это неудивительно, ведь сегодня информационные технологии – неотъемлемая часть нашей не только профессиональной, но и повседневной жизни.
Выбирая тему дипломной работы, выпускник должен определить, что для него предпочтительнее. Можно разработать информационную систему для нужд конкретного специалиста (или отдела, или целого предприятия) – тогда целесообразно выбрать тему практической направленности, связанную с проектированием базы данных, и реализацией программного продукта, выполняющего различные запросы к этой базе. Такой программный продукт, как правило, должен обладать некоторыми аналитическими возможностями, позволяющими планировать, прогнозировать и обеспечивать хотя бы минимальную поддержку принятия управленческих решений.
Информационные технологии постоянно совершенствуются, процесс разработки программных продуктов автоматизируется, поэтому нередко темы дипломных работ по информационным технологиям связаны с развитием самих информационных технологий. К таким темам, в частности, относятся темы, посвященные проектированию и разработке автоматизированных систем тестирования, документирования программных комплексов, системы оценки качества программных продуктов. Еще недавно такие темы считались исследовательскими, а сегодня многие пользователи заинтересованы в приобретении систем автоматизированного тестирования и оценки качества программ, так что эти темы могут быть также отнесены к темам практической направленности.
Особый интерес представляют различные обучающие системы, которые позволяют реализовать программы самообразования и дистанционного обучения, а также осуществить автоматизированную проверку знаний. Дипломные работы могут быть посвящены разработке обучающих и контролирующих систем по конкретным дисциплинам.