Студенты, обучающиеся по специальности информатика в экономике, часто в качестве темы дипломного проектирования рассматривают создание интернет магазина. В процессе работы решаются те же проблемы, что и при создании любых сайтов, но со своими особенностями. Например, требуется анализ ряда экономических и информационных специфических вопросов.
Интернет магазин работает по тем же принципам, что и традиционные магазины. Любой торговый процесс основан на связях производителей, поставщиков, продавцов, покупателей. От дипломника требуется создание информационной модели с тщательным описанием входящей информации, промежуточной и конечного результата.
При проектировании выпускник рассматривает создание базы данных, совместимых с имеющимися комплексами программ. Если проектируемая база данных будет сочетаться с программами 1С, то это существенно упростит обработку и доступ к информационным потокам. Корректная работа магазина невозможна без грамотно спроектированной информационной модели.
Следующей серьёзной задачей является платёжная система, её формирование. По этому вопросу требуется квалифицированное обоснование любого проектного решения. Дипломник должен описать и оценить существующие платёжные системы, на предмет заинтересованности товаром магазина пользователей каждой из систем. Такой анализ необходим для принятия обоснованного решения о подключении интернет магазина к определённой платёжной системе. Следует предусмотреть в информационной системе элементы, необходимые для принятия платежей банковским переводом или наложенным платежом.
Интернет магазины могут работать по принципу B2B (Business-to-Business) или B2C (Business-to-Customer). Выбор принципиально важен. Первая модель подразумевает наличие заинтересованности с обеих сторон и использование клиент-серверной технологии. При второй модели это исключено, так как ради одноразовой покупки никто не станет устанавливать на компьютер дополнительные программы.
Очень важен для интернет магазина интерфейс. Он должен быть доступен каждому пользователю, независимо от степени его компьютерной грамотности.
Не менее важна проблема защиты информации, так как интернет магазин уязвим для хакеров. Синдром недоверия со стороны пользователей является главным недостатком интернет торговли. Для его преодоления надо быть не только надёжным продавцом, но и заставить покупателей поверить в сохранность их личных данных, разработав надёжную систему безопасности.