Когда наступает срок подготовки дипломных работ, многие студенты задаются вопросом о новых правилах оформления работ – что может измениться в требованиях к оформлению? Когда и на какой срок новые правила будут актуальны? Не нужно ли будет вместо размеренной подготовки дипломного проекта в рамках определенных ранее сроков, заново изучать ГОСТ по оформлению?
В этом статье постарается вместе разобраться с основными правилами оформления диплома, а также укажем, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Важно понимать, что описываемые требования касаются работ, оформленных в электронном виде и подготовленных для печати и последующей брошюровки.
Рассмотрим требования к объему работы. Диплом должен включать в себя около 80-90 страниц печатного текста, совместно со списком литературы и приложениями. Текст печатается на одной стороне листа формата А4, обратная сторона не используется. Если направление обучения гуманитарное, возможно увеличение объема до 160 страниц. Это же правило относится и к подготавливаемым научным разработкам.
К шрифту, используемому при написании, требования следующие. В соответствии с ГОСТ, работа оформляется 14 (либо 12) кеглем шрифта через интервал 1,5, абзацный отступ – 1,25. Если возник вопрос - какой тип шрифта использовать, нужно обратиться к методическому пособию вашего ВУЗа, а в случае, если данное ограничение не рассматривается, используйте тот, что нравится. В ГОСТ о типе шрифта данных нет. Поля в работе должны иметь стандартные значения: снизу и сверху интервал равен 2 см, справа – 1,5, левое поле делать шире, чтобы брошюровка не мешала читать диплом.
Как лучше всего представить диплом на кафедру? Сейчас появилось такое удобное и часто используемое средство подшивания страниц, как брошюровка. За 5 минут ваш диплом станет выглядеть солиднее и презентабельное. Важно учесть только одно – перед брошюровкой нужно проверить порядок следования всех страниц, ибо потом поменять их местами будет весьма затруднительно. Цвет обложки выбирайте нейтральный, чрезмерная яркость в данном случае ни к чему.
Как осуществляется нумерация страниц работы? Полное отсутствие нумерации страниц в дипломе является грубым нарушением. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы арабскими цифрами без точки. Номер обычно располагается либо справа вверху или внизу страницы, либо по центру вверху или внизу. ГОСТ не включает конкретное положение номера, но важно, чтобы он был на каждой странице работы, за исключением первой.
Главы и параграфы также имеют свои номера. К примеру, в главе с номером 1, параграфы нумеруются как 1.1, 1.2 и т.д. Картинки, таблицы, формулы нумеруются последовательно внутри каждого раздела. Номер имеет вид «n.m», где n – № раздела, m – № порядковый, соответствующий объекту внутри раздела. Элементы списка литературы отмечаются последовательно, начиная с 1.
Как правильно оформлять заголовки? Названия параграфов и глав выделяют заглавными буквами или жирным шрифтом. Заголовки обычно размещаются по центру строки без абзаца, отделяя их от текста одной или двумя пустыми строками. Нужно запомнить, что запятые в конце заголовков не ставятся.
Требования по оформлению ссылок в работе. На все литературные источники, которые были так или иначе использованы в работе, а также на все рисунки и таблицы должны быть ссылки в самом тексте диплома. Ссылка на рисунок или таблицу обычно заключается в круглые скобки – (4.7), (1.21). Ссылки на исходные источники заключаются в квадратные скобки, к примеру: [17] или [17, c.80], где 17 является порядковым номером, а 80 – номером страницы.
Требования к порядку изложения мысли в тексте работы. Построение повествования в работе ведется деловым языком, последовательно и логично. Не допускается использование сленга или жаргонных выражений. Важно помнить, что диплом – это в первую очередь научная работа. Не приветствуются любые орфографические, синтаксические ошибки и опечатки. Поэтому перед тем, как сшить и сдать работу, перечитайте ее еще раз очень внимательно, проверьте все склонения, формы слов, а также знаки препинания.