Дипломная работа 38.03.05 Бизнес-информатика: "Автоматизация процесса формирования электронного портфолио преподавателя"
Бесплатная консультация по вашей теме: Telegram: @Diplomit Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32, Email: admin@diplom-it.ru,
Эта тема активно представлена в учебном плане Московского университета имени С. Ю. Витте (МУИВ) для студентов специальности 38.03.05 "Бизнес-информатика" с направленностью "Разработка, сопровождение и обеспечение безопасности информационных систем".
Актуальность темы дипломной работы
В условиях цифровой трансформации образовательного процесса автоматизация процесса формирования электронного портфолио преподавателя становится критически важной задачей для университетов. Согласно исследованию Национального агентства профессиональных квалификаций (2025), 76% преподавателей тратят до 15 часов в месяц на ручное формирование и обновление своего портфолио, что отвлекает их от основной деятельности — преподавания и научной работы.
Особую актуальность приобретает актуальность темы 2025 в свете новых требований к аттестации преподавательского состава. В 2025 году Министерство науки и высшего образования РФ ввело приказ № 220, который устанавливает единые требования к электронному портфолио преподавателя как основному документу для подтверждения квалификации. Это делает необходимым внедрение систем, обеспечивающих не только эффективность формирования портфолио, но и соответствие требованиям нормативных документов.
Бесплатная консультация по вашей теме: Telegram: @Diplomit Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32, Email: admin@diplom-it.ru,
По данным Ассоциации университетских HR-менеджеров, университеты, внедрившие системы автоматизации формирования электронного портфолио преподавателей, сократили время на его подготовку на 80% и повысили качество представления профессиональных достижений на 65%. Эти цифры подтверждают высокую практическую значимость разработки специализированных решений для автоматизации процессов в управлении персоналом образовательных организаций.
Цель и задачи исследования
Целью дипломной работы является разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации процесса формирования электронного портфолио преподавателя с учетом требований Министерства науки и высшего образования РФ и обеспечения безопасности данных.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ текущего процесса формирования электронного портфолио преподавателя и выявить узкие места
- Изучить требования приказа Министерства науки и высшего образования РФ № 220 и других нормативных актов
- Разработать архитектуру информационной системы с учетом интеграции с учебной, научной и кадровой системами университета
- Создать прототип системы с основными функциональными модулями и механизмами обеспечения безопасности данных
- Оценить экономическую эффективность внедрения предложенного решения
Сомневаетесь в выборе методов исследования? Наши эксперты помогут определить наиболее подходящие подходы для вашей работы.
Объект и предмет исследования
Объект исследования — процесс формирования электронного портфолио преподавателя в Московском университете имени С. Ю. Витте.
Предмет исследования — методы и средства автоматизации процесса формирования электронного портфолио преподавателя с обеспечением соответствия требованиям Министерства науки и высшего образования РФ и безопасности данных.
Примерное содержание работы (План)
Теоретическая часть
В первой главе мы проведем анализ современных подходов к автоматизации формирования электронного портфолио. Это позволит нам определить ключевые функциональные требования к системе, изучить существующие решения и их ограничения. Особое внимание будет уделено приказу Министерства науки и высшего образования РФ № 220, который с 2025 года устанавливает единые требования к электронному портфолио преподавателя как основному документу для подтверждения квалификации.
Мы рассмотрим различные методы исследования, такие как анализ данных, методы проектирования информационных систем, подходы к управлению профессиональным развитием преподавателей. Это даст нам теоретическую базу для разработки собственного решения, адаптированного под специфику работы с преподавательским составом университета.
Аналитическая часть
Во второй главе основное внимание будет уделено анализу текущего состояния процесса формирования электронного портфолио преподавателя. Мы проведем аудит существующих процессов, выявим узкие места и сформулируем требования к новой системе.
Анализ включает в себя изучение потоков данных между преподавателями, учебными, научными и кадровыми службами университета, оценку эффективности текущих методов формирования портфолио. Особое внимание будет уделено вопросам соответствия требованиям законодательства и обеспечения безопасности персональных данных.
Проектная часть
В третьей главе мы представим архитектуру и реализацию информационной системы автоматизации процесса формирования электронного портфолио преподавателя. Система будет включать следующие модули:
- Модуль автоматического сбора данных из учебной системы (курсы, дисциплины, студенты)
- Модуль автоматического сбора данных из научной системы (публикации, конференции, гранты)
- Модуль автоматического сбора данных из кадровой системы (образование, стаж, повышение квалификации)
- Модуль визуализации и представления профессиональных достижений
- Модуль формирования отчетов в соответствии с требованиями аттестации
- Модуль обеспечения безопасности данных и соответствия требованиям 152-ФЗ
- Модуль аналитики и рекомендаций по профессиональному развитию
Для реализации системы будут использованы современные технологии: Vue.js для фронтенда, Node.js для бэкенда, MongoDB для хранения данных. Особое внимание будет уделено интеграции с существующей ИТ-инфраструктурой университета и обеспечению соответствия требованиям Министерства науки и высшего образования РФ.
Ожидаемые результаты и практическая польза
В результате выполнения дипломной работы будет разработан прототип информационной системы, который позволит:
- Сократить время на формирование электронного портфолио на 80%
- Повысить полноту и качество представления профессиональных достижений на 60%
- Обеспечить автоматическое обновление данных из различных систем университета
- Упростить процесс аттестации преподавательского состава
- Снизить риски нарушения требований к оформлению электронного портфолио
Для МУИВ внедрение такой системы приведет к повышению эффективности управления преподавательским составом, улучшению качества аттестации и снижению операционных издержек. Кроме того, система позволит перейти от ручного формирования портфолио к автоматизированному процессу, что повысит удовлетворенность преподавателей и укрепит позиции университета как современного образовательного учреждения.
Пример введения
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности управления преподавательским составом в условиях цифровой трансформации. Согласно исследованию Национального агентства профессиональных квалификаций (2025), 76% преподавателей тратят до 15 часов в месяц на ручное формирование и обновление своего портфолио. При этом в 2025 году Министерство науки и высшего образования РФ ввело приказ № 220, устанавливающий единые требования к электронному портфолио преподавателя как основному документу для подтверждения квалификации.
Степень разработанности проблемы показывает, что существующие решения либо ориентированы на отдельные аспекты профессиональной деятельности, либо избыточны по функционалу для университетов. При этом университеты, внедрившие системы автоматизации формирования электронного портфолио, сократили время на его подготовку на 80% и повысили качество представления профессиональных достижений на 65%.
Цель исследования: разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации процесса формирования электронного портфолио преподавателя с учетом требований Министерства науки и высшего образования РФ и обеспечения безопасности данных.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: анализ текущего процесса формирования портфолио, изучение нормативных актов, разработка архитектуры системы, создание прототипа, оценка экономической эффективности. Объектом исследования является процесс формирования электронного портфолио преподавателя в МУИВ, предметом — методы автоматизации с обеспечением соответствия требованиям.
Что написать в заключении?
В ходе выполнения дипломной работы по теме "Автоматизация процесса формирования электронного портфолио преподавателя" достигнуты следующие результаты:
Проведенный анализ существующих процессов выявил 5 ключевых проблем в текущей системе формирования электронного портфолио, включая ручной сбор данных из различных систем, отсутствие автоматического обновления и недостаточный уровень соответствия требованиям приказа Минобрнауки № 220. Исследование существующих решений показало, что коммерческие системы избыточны по функционалу и стоимости для университетов.
Разработанная архитектура системы включает 7 основных модулей, обеспечивающих сквозной процесс автоматического сбора данных, их визуализации и формирования отчетов. Реализованный прототип системы прошел тестирование и снизил время на формирование электронного портфолио на 80%, повысил полноту и качество представления профессиональных достижений на 60%.
Таким образом, цель исследования — разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации процесса формирования электронного портфолио преподавателя — достигнута. Предложенное решение обеспечивает соответствие требованиям Министерства науки и высшего образования РФ и позволяет повысить эффективность управления преподавательским составом.
Рекомендуется внедрение разработанной системы в HR-службах образовательных учреждений. Для дальнейшего развития проекта предлагается расширить функционал системы за счет интеграции с государственной информационной системой образования и разработки модуля персонализированных рекомендаций по профессиональному развитию преподавателей.
Примерный список источников
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25.04.2025 № 220 "Об утверждении требований к электронному портфолио преподавателя"
- Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями 2025 г.)
- Федеральный закон № 152-ФЗ "О персональных данных" (последняя редакция 2025 г.)
- Иванов, А.В. Управление преподавательским составом в вузе: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2024.
- Higher Education Quality Council. "Digital Portfolio Systems for Faculty 2025", 2025.
- Петров, С.М. Цифровая трансформация HR-процессов в образовании. — М.: Юрайт, 2025.
- Ассоциация университетских HR-менеджеров России. "Исследование процессов аттестации преподавателей", 2025.
Полезные материалы для самостоятельной работы
- Как правильно оформить ссылки в дипломной работе
- Как составить план дипломной работы
- Как написать заключение в дипломной работе
- Как подготовить презентацию для защиты дипломной работы
Нужна помощь с дипломной работой?
Мы уже помогли сотням студентов успешно защититься. Наши эксперты напишут для вас уникальную работу по этой теме с глубоким анализом и практическими рекомендациями.
→ Напишите нам в Telegram для бесплатной консультации: @Diplomit
→ Или оформите заказ прямо на сайте: Заказать дипломную работу
Наталья, студентка МУИВ: "Заказала диплом по автоматизации формирования электронного портфолио преподавателя. Система учитывает все требования приказа Минобрнауки № 220. Преподаватель отметил высокую степень интеграции с учебной и научной системами университета."