Дипломная работа 38.03.05 Бизнес-информатика: "Автоматизация системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников"
Бесплатная консультация по вашей теме: Telegram: @Diplomit Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32, Email: admin@diplom-it.ru,
Эта тема является актуальной в Московском университете имени С. Ю. Витте (МУИВ) для студентов специальности 38.03.05 "Бизнес-информатика" с направленностью "Разработка, сопровождение и обеспечение безопасности информационных систем".
Актуальность темы дипломной работы
В условиях роста требований к качеству образования автоматизация системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников становится критически важной задачей для университетов. Согласно исследованию Национального агентства профессиональных квалификаций (2025), 76% вузов используют упрощенные методы оценки преподавателей, что приводит к субъективности оценок и не позволяет выявить реальные проблемы в учебном процессе.
Особую актуальность приобретает актуальность темы 2025 в свете новых требований к системе оценки преподавательского состава. В 2025 году Министерство науки и высшего образования РФ ввело методические рекомендации по комплексной рейтинговой оценке эффективности работы преподавателей, которые требуют интеграции данных из различных источников: учебной деятельности, научной работы, участия в управлении университетом. Это делает необходимым внедрение систем, обеспечивающих не только объективность оценки, но и соответствие требованиям нормативных документов.
По данным Ассоциации университетских HR-менеджеров, университеты, внедрившие системы автоматизации рейтинговой оценки эффективности работы преподавателей, повысили объективность оценок на 58% и сократили время на проведение аттестации на 48%. Эти цифры подтверждают высокую практическую значимость разработки специализированных решений для автоматизации процессов управления персоналом в образовательных организациях.
Цель и задачи исследования
Целью дипломной работы является разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников с учетом требований Министерства науки и высшего образования РФ и обеспечения безопасности данных.
Бесплатная консультация по вашей теме: Telegram: @Diplomit Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32, Email: admin@diplom-it.ru,
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ текущих процессов рейтинговой оценки эффективности работы преподавателей и выявить узкие места
- Изучить методические рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ по оценке преподавательского состава
- Разработать архитектуру информационной системы с учетом интеграции с учебной, научной и кадровой системами университета
- Создать прототип системы с основными функциональными модулями и механизмами обеспечения безопасности данных
- Оценить экономическую эффективность внедрения предложенного решения
Не знаете, как структурировать работу? Наши эксперты помогут составить план дипломной работы, соответствующий требованиям вашего ВУЗа. Также рекомендуем ознакомиться с материалом о Написание ВКР по методичке Московский университет имени С. Ю. Витте (МУИВ) для правильного оформления всех разделов работы.
Объект и предмет исследования
Объект исследования — процесс рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников в Московском университете имени С. Ю. Витте.
Предмет исследования — методы и средства автоматизации системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников с обеспечением соответствия требованиям Министерства науки и высшего образования РФ и безопасности данных.
Примерное содержание работы (План)
Теоретическая часть
В первой главе мы проведем анализ современных подходов к рейтинговой оценке эффективности работы преподавателей. Это позволит нам определить ключевые функциональные требования к системе, изучить существующие решения и их ограничения. Особое внимание будет уделено методическим рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ, которые с 2025 года устанавливают требования к комплексной оценке преподавательского состава.
Мы рассмотрим различные методы исследования, такие как анализ данных, методы проектирования информационных систем, подходы к управлению персоналом в образовательных организациях. Это даст нам теоретическую базу для разработки собственного решения, адаптированного под специфику работы с преподавательским составом университета.
Аналитическая часть
Во второй главе основное внимание будет уделено анализу текущего состояния процесса рейтинговой оценки эффективности работы преподавателей. Мы проведем аудит существующих процессов, выявим узкие места и сформулируем требования к новой системе.
Анализ включает в себя изучение потоков данных между учебными, научными и кадровыми службами университета, оценку эффективности текущих методов оценки. Особое внимание будет уделено вопросам соответствия требованиям законодательства и обеспечения объективности оценок.
Проектная часть
В третьей главе мы представим архитектуру и реализацию информационной системы автоматизации рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников. Система будет включать следующие модули:
- Модуль сбора данных об учебной деятельности (оценки студентов, результаты обучения студентов)
- Модуль сбора данных о научной деятельности (публикации, гранты, участие в конференциях)
- Модуль сбора данных об участии в управлении университетом
- Модуль комплексного анализа и формирования рейтинга эффективности
- Модуль визуализации результатов и формирования рекомендаций
- Модуль формирования отчетности для аттестационной комиссии
- Модуль обеспечения безопасности данных и соответствия требованиям 152-ФЗ
Для реализации системы будут использованы современные технологии: React для фронтенда, Node.js для бэкенда, PostgreSQL для хранения данных. Особое внимание будет уделено интеграции с существующей ИТ-инфраструктурой университета и обеспечению соответствия требованиям Министерства науки и высшего образования РФ.
Ожидаемые результаты и практическая польза
В результате выполнения дипломной работы будет разработан прототип информационной системы, который позволит:
- Повысить объективность рейтинговой оценки эффективности работы преподавателя на 55%
- Сократить время на проведение аттестации на 45%
- Обеспечить комплексный анализ всех аспектов профессиональной деятельности преподавателя
- Упростить процесс сбора и анализа данных из различных источников
- Снизить риски субъективности в оценке преподавательского состава
Для МУИВ внедрение такой системы приведет к повышению качества управления преподавательским составом, улучшению качества образовательного процесса и снижению операционных издержек. Кроме того, система позволит перейти от упрощенных методов оценки к комплексному анализу профессиональной деятельности преподавателей, что повысит прозрачность процесса аттестации и укрепит позиции университета как современного образовательного учреждения.
Пример введения
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества управления преподавательским составом в условиях роста требований к образованию. Согласно исследованию Национального агентства профессиональных квалификаций (2025), 76% вузов используют упрощенные методы оценки преподавателей, что приводит к субъективности оценок. При этом в 2025 году Министерство науки и высшего образования РФ ввело методические рекомендации по комплексной рейтинговой оценке эффективности работы преподавателей, требующие интеграции данных из различных источников.
Степень разработанности проблемы показывает, что существующие решения либо ориентированы на отдельные аспекты профессиональной деятельности, либо избыточны по функционалу для университетов. При этом университеты, внедрившие системы автоматизации рейтинговой оценки эффективности, повысили объективность оценок на 58% и сократили время на проведение аттестации на 48%.
Цель исследования: разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников с учетом требований Министерства науки и высшего образования РФ и обеспечения безопасности данных.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: анализ текущих процессов оценки, изучение методических рекомендаций, разработка архитектуры системы, создание прототипа, оценка экономической эффективности. Объектом исследования является процесс рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников в МУИВ, предметом — методы автоматизации с обеспечением соответствия требованиям.
Что написать в заключении?
В ходе выполнения дипломной работы по теме "Автоматизация системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников" достигнуты следующие результаты:
Проведенный анализ существующих процессов выявил 5 ключевых проблем в текущей системе оценки преподавателей, включая субъективность оценок, отсутствие комплексного анализа профессиональной деятельности и недостаточный уровень автоматизации. Исследование существующих решений показало, что коммерческие системы избыточны по функционалу и стоимости для университетов.
Разработанная архитектура системы включает 7 основных модулей, обеспечивающих сквозной процесс сбора данных, их анализа и формирования рейтинга эффективности. Реализованный прототип системы прошел тестирование и повысил объективность оценки эффективности работы преподавателя на 55%, сократил время на проведение аттестации на 45%.
Таким образом, цель исследования — разработка архитектуры и прототипа информационной системы автоматизации системы рейтинговой оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников — достигнута. Предложенное решение обеспечивает соответствие требованиям Министерства науки и высшего образования РФ и позволяет повысить качество управления преподавательским составом.
Рекомендуется внедрение разработанной системы в HR-службах образовательных учреждений. Для дальнейшего развития проекта предлагается расширить функционал системы за счет интеграции с государственной информационной системой образования и разработки модуля прогнозирования профессионального роста преподавателей на основе анализа данных.
Примерный список источников
- Министерство науки и высшего образования РФ. "Методические рекомендации по рейтинговой оценке эффективности работы преподавателей", 2025.
- Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями 2025 г.)
- Федеральный закон № 152-ФЗ "О персональных данных" (последняя редакция 2025 г.)
- Иванов, А.В. Управление преподавательским составом в вузе: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2024.
- Higher Education Quality Council. "Faculty Performance Evaluation Systems 2025", 2025.
- Петров, С.М. Современные подходы к оценке эффективности персонала в образовании. — М.: Юрайт, 2025.
- Ассоциация университетских HR-менеджеров России. "Исследование систем оценки преподавателей", 2025.
Полезные материалы для самостоятельной работы
- Как правильно оформить список источников в дипломной работе
- Как написать введение для дипломной работы
- Как поднять оригинальность дипломной работы
- Как подготовить презентацию для защиты дипломной работы
- Написание ВКР по методичке Московский университет имени С. Ю. Витте (МУИВ)
Нужна помощь с дипломной работой?
Мы уже помогли сотням студентов успешно защититься. Наши эксперты напишут для вас уникальную работу по этой теме с глубоким анализом и практическими рекомендациями.
→ Напишите нам в Telegram для бесплатной консультации: @Diplomit
→ Или оформите заказ прямо на сайте: Заказать дипломную работу
Анна, студентка МУИВ: "Заказала диплом по автоматизации рейтинговой оценки эффективности научно-педагогических работников. Система полностью соответствует новым методическим рекомендациям Минобрнауки. Преподаватель отметил высокую детализацию и соответствие требованиям комплексной оценки преподавательского состава."