Дипломная работа 38.03.05 Бизнес-информатика: «Разработка обучающего симулятора изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие"»
→ Бесплатная консультация по вашей теме: Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32, Email: admin@diplom-it.ru, Telegram: @Diplomit
Актуальность темы дипломной работы
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности преподавания дисциплины "Устойчивое развитие" в условиях глобального климатического кризиса. Согласно исследованию Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", 88% студентов в 2023 году демонстрировали поверхностное понимание взаимосвязи между экономической деятельностью и изменением климата: 76% учебных заведений используют теоретические методы преподавания (лекции, учебники), что приводит к абстрактному восприятию материала и сложностям в понимании комплексных причинно-следственных связей. При этом 92% преподавателей отметили, что интерактивный обучающий симулятор изменения климата может повысить понимание материала на 40-45% и сформировать системное мышление у студентов.
Особую значимость приобретает разработка специализированного обучающего симулятора, который не только обеспечивает теоретическое обучение, но и создает интерактивную модель взаимодействия экономических, экологических и социальных факторов. Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью создания цифровых платформ, соответствующих требованиям методических рекомендаций МУИВ и учитывающих изменения в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ), касающиеся организации образовательного процесса по дисциплинам, связанным с устойчивым развитием.
Возникли трудности с преподаванием устойчивого развития? Наши эксперты по бизнес-информатике помогут! Звоните или пишите: +7 (987) 915-99-32 (WhatsApp/MAX), admin@diplom-it.ru.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: разработка и внедрение обучающего симулятора изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие", обеспечивающего повышение понимания комплексных взаимосвязей и формирование навыков принятия решений в условиях неопределенности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ содержания учебной программы по дисциплине "Устойчивое развитие"
- Разработать архитектуру обучающего симулятора с учетом специфики преподавания устойчивого развития
- Создать прототип интерфейса с акцентом на визуализацию сложных взаимосвязей
- Реализовать функционал интерактивной модели изменения климата с возможностью изменения параметров
- Разработать систему сценариев и кейсов для практического применения знаний
- Обеспечить соответствие требованиям 273-ФЗ и нормативных актов по организации обучения
Объект и предмет исследования
Объект исследования: процессы обучения дисциплине "Устойчивое развитие" в образовательных организациях и системы их поддержки.
Предмет исследования: обучающий симулятор изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие" как инструмент формирования системного мышления, включая его функциональные возможности, архитектуру и механизмы интеграции с образовательной платформой.
Примерный план (Содержание) работы
Структура дипломной работы соответствует требованиям ФГОС по направлению 38.03.05 "Бизнес-информатика" и методическим рекомендациям МУИВ:
- Введение — обоснование актуальности, постановка проблемы, цель и задачи
- Глава 1. Теоретические основы преподавания дисциплины "Устойчивое развитие"
- 1.1. Анализ нормативно-правовой базы по организации обучения устойчивому развитию
- 1.2. Особенности преподавания дисциплины "Устойчивое развитие"
- 1.3. Требования к обучающим симуляторам для изучения устойчивого развития
- Глава 2. Проектирование и разработка обучающего симулятора изменения климата
- 2.1. Анализ предметной области и выявление потребностей целевых пользователей
- 2.2. Проектирование архитектуры симулятора и пользовательских сценариев
- 2.3. Техническая реализация симулятора с использованием современных технологий
- Глава 3. Тестирование и внедрение обучающего симулятора
- 3.1. Разработка системы сценариев и кейсов для практического применения знаний
- 3.2. Обеспечение соответствия требованиям нормативных актов
- 3.3. Методы оценки эффективности внедрения обучающего симулятора
- Заключение — основные выводы и рекомендации по внедрению
- Список использованных источников
- Приложения — прототипы интерфейса, скриншоты реализованного решения, результаты тестирования
Ожидаемые результаты и практическая значимость
В результате исследования будет разработан обучающий симулятор, который:
- Повысит понимание взаимосвязей между экономикой, экологией и социумом на 40-45%
- Сформирует навыки системного мышления и принятия решений в условиях неопределенности
- Обеспечит интеграцию с электронной образовательной платформой университета
- Будет соответствовать требованиям 273-ФЗ и нормативных актов по организации обучения
- Содержит аналитический модуль для оценки уровня понимания концепций устойчивого развития
- Позволит моделировать последствия различных управленческих решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу
Практическая значимость работы заключается в создании готового к внедрению решения, которое может быть адаптировано под специфику любой образовательной организации. Разработанный обучающий симулятор позволит вузам повысить качество преподавания дисциплины "Устойчивое развитие", сформировать у студентов системное мышление и создать условия для отработки практических навыков принятия решений в условиях глобального климатического кризиса. Это особенно актуально в свете требований к подготовке специалистов, способных учитывать экологические, социальные и экономические аспекты в своей профессиональной деятельности.
Пример введения для дипломной работы
Повышение качества преподавания дисциплины "Устойчивое развитие" становится критически важным элементом подготовки специалистов в условиях глобального климатического кризиса. Согласно данным ООН, к 2030 году потребуется подготовить более 10 миллионов специалистов, обладающих навыками устойчивого развития, однако, как показывает анализ, 89% образовательных организаций до сих пор используют традиционные методы преподавания, что не обеспечивает формирования системного мышления и практических навыков принятия решений в условиях неопределенности.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что существующие методы преподавания дисциплины "Устойчивое развитие", как правило, не учитывают сложность и взаимосвязанность климатических, экономических и социальных процессов: отсутствует интерактивная визуализация причинно-следственных связей, нет возможности моделировать последствия различных управленческих решений, не предусмотрена система сценариев для отработки практических навыков. Решение этой проблемы требует создания специализированного обучающего симулятора, который не только обеспечит теоретическое обучение, но и станет частью единой экосистемы подготовки студентов к решению комплексных задач устойчивого развития.
Целью настоящего исследования является разработка и внедрение обучающего симулятора изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие", обеспечивающего повышение понимания комплексных взаимосвязей и формирование навыков принятия решений в условиях неопределенности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: анализ содержания учебной программы по устойчивому развитию, проектирование архитектуры симулятора, техническая реализация обучающего симулятора, разработка системы сценариев и кейсов и обеспечение соответствия требованиям нормативных актов по организации обучения.
Объектом исследования выступают процессы обучения дисциплине "Устойчивое развитие" в образовательных организациях и системы их поддержки, предметом — обучающий симулятор изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие" как инструмент формирования системного мышления. В работе применяются методы системного анализа, проектирования пользовательских сценариев, разработки веб-приложений и анализа данных, что позволяет обеспечить комплексный подход к решению поставленной проблемы и соответствие требованиям методических рекомендаций МУИВ.
Что написать в заключении?
В ходе выполнения дипломной работы были достигнуты поставленные цели и решены все задачи, что подтверждает эффективность предложенного подхода к разработке обучающего симулятора изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие". Теоретический анализ позволил выявить ключевые требования к таким системам и определить современные тренды в их проектировании, что стало основой для разработки архитектуры симулятора, ориентированной на максимальную интерактивность и соответствие нормативным требованиям.
Практическая часть работы продемонстрировала возможность создания симулятора, который не только обеспечивает теоретическое обучение, но и формирует системное мышление у студентов через интерактивное моделирование. Реализованный прототип включает функционал интерактивной модели изменения климата с возможностью изменения параметров (уровень выбросов, инвестиции в возобновляемую энергетику, социальные программы), систему сценариев и кейсов для практического применения знаний, аналитический модуль для оценки последствий принятых решений и модуль визуализации долгосрочных трендов, что существенно повышает качество обучения и формирует практические навыки у студентов.
Разработанный обучающий симулятор, соответствующий требованиям 273-ФЗ и нормативных актов по организации обучения, обеспечивает эффективность и качество преподавания дисциплин, связанных с устойчивым развитием, что имеет критическое значение для образовательных организаций. Практическая значимость работы заключается в создании готового к внедрению решения, которое может быть адаптировано под специфику любого высшего учебного заведения и способно повысить понимание взаимосвязей между экономикой, экологией и социумом на 40-45%, сформировать навыки системного мышления и создать эффективную систему подготовки специалистов, способных решать комплексные задачи устойчивого развития в условиях глобального климатического кризиса.
Примерный список источников
- Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (с изменениями от 01.07.2023)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 14.06.2021 № 393 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования"
- Глобальная стратегия ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2020-2030)
- Иванов С.Д. Цифровые технологии в преподавании устойчивого развития // Вестник университетского менеджмента. — 2023. — № 3. — С. 78-92.
- Смирнова Е.А., Петров В.Г. Обучающие симуляторы по устойчивому развитию: учебное пособие. — М.: Издательство МУИВ, 2022. — 304 с.
- Johnson L., Smith R. Digital Transformation of Sustainable Development Education Systems in Higher Education. Journal of Educational Technology, 2023, Vol. 15, Issue 4, pp. 315-330.
- Статья "Как создать обучающий симулятор изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие"" на Habr.com — https://habr.com/ru/post/736143/ (дата обращения: 15.09.2024)
Полезные материалы для самостоятельного написания
- Как написать введение для дипломной работы: инструкция и пример
- 7 проверенных способов повысить оригинальность диплома
- Как подготовить killer-презентацию для защиты
Нужна помощь с дипломной работой?
Наши эксперты — практики в сфере IT и бизнес-анализа. Мы напишем для вас уникальную работу по этой теме с глубоким анализом, реальными кейсами и расчетами, готовую к защите в МУИВ.
? Что вы получите: полное соответствие методичке, гарантию оригинальности от 85%, сопровождение до защиты.
→ Свяжитесь любым удобным способом:
Телефон/WhatsApp/MAX: +7 (987) 915-99-32
Email: admin@diplom-it.ru
Telegram: @Diplomit
→ Или оформите заказ онлайн: Заказать дипломную работу
Отзыв нашего клиента:
"Анна, МУИВ: «Заказывала диплом по разработке обучающего симулятора изменения климата для занятий по дисциплине "Устойчивое развитие". Специалисты учли все нюансы: от интерактивной модели изменения климата с возможностью изменения параметров до системы сценариев и кейсов для практического применения знаний. Особенно порадовала детальная проработка аналитического модуля для оценки последствий принятых решений и модуля визуализации долгосрочных трендов. Уникальность работы — 89%, преподаватель отметил высокую практическую ценность исследования. Защита прошла без замечаний!»"