Сценарий диалога в дипломной работе по прикладной информатике




Описание
В любой информационной системе (ИС) должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между пользователем и ЭВМ. Такая функция реализуется в виде диалога, поскольку именно диалог является наиболее привычной формой общения для человека. Таким образом, в каждой ИС присутствует диалоговая система (ДС), а в некоторых случаях вся ИС может быть сведена к ДС. ДС играет важную роль при обработке информации, поэтому в дипломе по прикладной информатике требуется особое внимание уделить проектированию и реализации ДС.
Под ДС понимается комплекс технических, информационных и программных средств, который обеспечивает управление диалогом: информирование пользователя, ввод данных и вывод результатов. Особую роль при разработке ДС играет лингвистическое обеспечение.
В дипломе целесообразно привести основные характеристики проектируемой ДС: является она активной или пассивной, какой тип языка используется для ведения диалога, предусмотрено ли накопление знаний о предметной области и т.д. В пояснительной записке имеет смысл также определить тип проектируемой ДС в соответствии с классификацией для того, чтобы продемонстрировать уровень своей теоретической подготовки.
Принцип построения ДС, ее логическая структура и основные характеристики должны быть определены дипломником еще на этапе проектирования. Основными критериями для принятия проектных решений являются назначение ДС, а также язык общения, который в ней будет использоваться.
При создании ДС необходимо не только обосновать ее логическую структуру, но и выбрать средства формализации диалога (модель ДС). Эта модель будет описывать общую концепцию построения ДС и станет основой для ее детального проектирования.
Для формализованного описания ДС могут быть использованы графы, конечные автоматы, и специализированные формально-логические языки.
Модель ДС может быть представлена в виде графа, описывающего последовательность взаимодействия пользователя и ЭВМ. Такой граф, хотя и именуется зачастую деревом функций, в действительности не всегда имеет древовидную структуру (деревом называется направленный ациклический граф). Поэтому в общем случае более корректным является использование термина «граф», и только в тех случаях, если его структура действительно соответствует определению дерева, грамотным будет и употребление термина «дерево функций». В узлах графа отображаются сообщения, команды и другая информация, передаваемая в процессе диалога, а направленные дуги графа устанавливают связи между вершинами.
Для отображения структуры графа (дерева функций) может применяться как графический метод, так и представление его в виде матрицы смежности размерностью nхn, где n – количество вершин графа. Каждый элемент матрицы rij может принимать значения 0 или 1: rij=1, если существует функция, переводящая систему из состояния xi в xj; rij=0, если такой функции не существует (т.е. нет связи между xi и xj).
Существует специализированный язык описания графов ГДП, который предназначен для описания функций диалоговых процедур и структуры графов диалога. Если модель диалоговой системы строится на основе графа, а для ее реализации используется язык описания ГДП, то в состав ДС должны входить программы анализа и синтеза графов ДС и транслятор языка ГДП. Эти программы позволяют формировать описания шагов диалога на внутреннем языке ЭВМ.
Другая модель, которая может быть использована для описания сценария диалога – конечный автомат. Диалог представляется в виде множества состояний и последовательных переходов из одного состояния в другое, причем каждый переход зависит от ответов пользователя.
Выделяют сигнальные и разговорные состояния. В сигнальных состояниях система выполняет некоторые действия, посылает пользователю сообщение - сигнал и переходит в следующее состояние. В разговорных состояниях система отправляет пользователю сообщение и ждет ответа, в зависимости от него выполняет некоторое действие, после чего осуществляет переход в соответствии с правилами перехода в то состояние, которое определено сценарием диалога. В пояснительной записке эта модель изображается диаграммой состояний.
При реализации такой ДС для каждого состояния разрабатывается программный модуль. Информационной базой служат управляющие таблицы, задающие функции переходов между состояниями.
Проектирования ДС является серьезной профессиональной задачей, решая которую дипломник должен выбрать стратегию ее проектирования, определить тип разрабатываемой ДС, сформировать ее модель и разработать язык диалога. Все принимаемые на этом этапе решения должны быть грамотно описаны и профессионально обоснованы в пояснительной записке.

Заказывала диплом по модернизации интернет-портала для CEO продвижения. Очень доволен работой — специалисты детально проработали техническую часть и подобрали актуальные кейсы. Внедрение рекомендаций из работы реально повысило трафик на 50% в тестовом проекте. Защита прошла на отлично, комиссия особенно оценила практическую часть с метриками эффективности

Заказывала диплом по модернизации процессов в образовательном учреждении. Специалисты помогли не только с теорией, но и с реальным кейсом внедрения LMS в вузе. Оригинальность составила 89%, а комиссия особенно оценила глубину анализа узких мест и конкретные цифры эффективности. Защитилась на отлично благодаря их профессионализму!

Заказала диплом по локализации корпоративного сайта для обеспечения коммуникации с иностранной аудиторией. Система полностью соответствует новым методическим рекомендациям Минобрнауки. Преподаватель отметил высокую детализацию и соответствие требованиям международной коммуникации в образовательной сфере

Заказала диплом по разработке информационно-аналитической системы учета успеваемости студентов. Система полностью соответствует новым требованиям Минобрнауки № 258. Преподаватель отметил высокую детализацию и соответствие требованиям цифровой трансформации образовательного процесса

Заказала диплом по разработке информационной системы для мониторинга динамики стоимости образовательных услуг. Система полностью соответствует новым методическим рекомендациям Минобрнауки. Преподаватель отметил высокую детализацию и соответствие требованиям ценообразования в образовательной сфере