Отдел сбыта современного предприятия играет чрезвычайно важную роль: помимо основной задачи сбыта продукции, этот отдел решает чрезвычайно сложную проблему усиления позиций предприятия на рынке. Работа по изучению рынка, определение степени удовлетворенности покупателей, поиск новых рынков сбыта и расширение имеющихся с целью увеличения прибыли – все это входит в обязанности сотрудников отдела сбыта.
Если выпускник выбирает в качестве темы диплома разработку системы автоматизации отдела сбыта, он должен хорошо представлять себе все перечисленные задачи. Для их решения ему потребуется использовать серьезный математический аппарат, а также необходимы практические навыки применения теории управления.
В пояснительной записке необходимо будет описать, в чем заключается экономическая сущность автоматизации отдела сбыта. Раскрывая этот вопрос, можно сделать акцент на том, что в современном мире именно информация становится основным капиталом и источником развития. Максимальный экономический эффект получит тот, у кого будут лучшие технологии обработки информации.
Отдел сбыта любого предприятия – одно из самых информационно емких структурных подразделений, поэтому разработка автоматизированной системы для него будет экономически целесообразной. Чтобы доказать это на защите диплома, необходимо в пояснительной записке рассчитать технико-экономические показатели, отражающие экономическую эффективность автоматизации отдела.
Экономическая сущность автоматизации отдела сбыта состоит также и в экономии трудовых ресурсов за счет высвобождения работников. При внедрении автоматизированной системы возможны некоторые изменения и в организационной структуре отдела, поскольку часть функций будет перекладываться с человека на систему.
Если на предприятии реализуется политика прямого сбыта продукции потребителю, то дипломнику придется проектировать и реализовывать базу данных потребителей, однако, она не будет центральным элементом системы.
С точки зрения решаемых отделом сбыта задач куда важнее спроектировать и реализовать некоторое хранилище данных, куда будут поступать отклики на проданную продукцию, а также собираться вся возможная информация о конкурентах. Это обеспечит многие возможности, важные для развития предприятия: непосредственный анализ рынка, установление тесных связей с потребителями, проведение исследований для повышения качества продукции. Такое хранилище данных должно быть изолированным и не давать доступа к внутренней базе данных предприятия.