Комплексная автоматизация предприятия – длительный процесс, который требует существенных материальных, временных и человеческих ресурсов, поэтому в большинстве случаев автоматизация осуществляется поэтапно, и начинается она с автоматизации деятельности отдельных сотрудников предприятия. Особое значение имеют информационные системы, осуществляющие поддержку принятия управленческих решений, поскольку задачи принятия решений – наиболее сложные для всех специалистов, а от управленческих решений зависит качество продукции, производительность труда сотрудников, объем прибыли предприятия и перспективы его дальнейшего развития.
Поскольку задачи автоматизации управленческой деятельности весьма актуальны, а методы и алгоритмы их решения еще не до конца проработаны, такие темы становятся весьма перспективными для дипломного проектирования будущих менеджеров. Приступая к решению задачи автоматизации управленческой деятельности, прежде всего, необходимо четко определить объекты автоматизации. На этапе анализа следует изучить существующую систему управления, выяснить ее структуру и решаемые задачи. Результатом анализа должно стать описание процесса обработки информации в системе управления, основных структурных элементов этой системы и связей между ними.
Информационные модели задач управления формируются как совокупность процедур обработки информации и связей между ними. Анализ предметной области позволяет выделить три типа взаимосвязанных процедур обработки информации, которые используются при решении управленческих задач.
Полностью формализованные процедуры обработки информации выполняются на основе известного определенного алгоритма, который остается неизменным. Для этих процедур информационные модели и системы наиболее просты и не вызывают затруднений у дипломников.
Для неформализуемых процедур алгоритм обработки информации неизвестен, чаще всего формируется множество альтернатив, и менеджер выбирает какую-то из них. Основная сложность при разработке информационной модели заключается в необходимости определения набора входных параметров для такой процедуры.
Плохо формализуемые процедуры базируются на алгоритмах, которые полностью не определены и могут изменяться. Для таких процедур информационные модели и системы предлагают, по сути, ее адекватную замену совокупностью полностью формализуемых и неформализуемых процедур. При этом следует учитывать, что такая замена может привести к существенному изменению управленческой деятельности должностных лиц.