Банковские системы, используемые сегодня, являются программными сложными комплексами, взаимодействующими с операторами, вводящими данными, с серверами, отвечающими за обработку и хранение данных, на отправку необходимой информации. Имеются и специализированные продукты для работы банка, главной задачей которых является не хранение информации, а оперативный ответ на запрос, связанный с анализом информации о клиенте, возникающий в момент принятия решений о возможности либо невозможности предоставить ему кредит, ипотеку, займ. Данные системы обладают сложной организацией, их аналитические возможности позволяют, практически моментально, проверить личные данные потенциального заёмщика, узнать все подробности его кредитной истории, на основании этих данных просчитать риски. Совокупность этих данных и тех, которые сотрудник банка получил из центра аналитической поддержки, влияет на окончательное решение и тогда банк выдаёт кредит или отказывает клиенту.
Для определения кредитоспособности необходимо несколько этапов. Выполнение просчётов и выдача результата на каждом из них занимает различное время. Разработка данных систем нужна банкам для того, чтобы предотвратить ошибки, свести к минимуму риск неполучения полагающихся выплат, освободить менеджеров от ненужных действий.
Организация автоматизированной системы, оценивающей кредитоспособность граждан стала возможной благодаря наличию единой справочной системы, с участием многих банков. В этой системе имеются личные данные каждого человека, который когда-либо пользовался банковскими кредитами. Вся кредитная история человека, с его самого первого займа, есть в данной системе. Уровень риска невозврата кредита рассчитывается, исходя из периодичности платежей, уровня заработной платы, предыдущей кредитной истории. Процент доверия рассчитывается определённым алгоритмом, и он стремится к отрицательным значениям, если выявляется информация о том, что у человека имеется непогашенный кредит или он часто меняет место работы.
Данный вид программного обеспечения позволяет сотрудникам банка оперативно и качественно выполнять свои обязанности, точно определяться со степенью доверия к каждому обратившемуся в банк за кредитом. В любой деятельности, связанной с возможностью возникновения финансовых рисков, возможно использование таких разработок.