Любая компания, какую бы продукцию она ни выпускала, какие бы услуги ни предоставляла, работает для удовлетворения тех или иных запросов потребителей. Чем больше клиентов удастся привлечь и удержать, тем больше товаров и услуг сможет реализовать компания, тем выше будет ее доход.
Не является преувеличением тот факт, что в условиях рыночной экономики и серьезной конкуренции, любая компания, будь то крупное предприятие или маленькая фирма, борются за каждого клиента. Необходимо привлечь внимание потенциального потребителя, убедить его приобрести продукцию компании или воспользоваться ее услугами, а затем длительное время удовлетворять потребности уже своего клиента, не давая ему повода для обращения к конкурентам.
Для этого требуется провести глубокий анализ потребительских запросов, постоянно осуществлять мониторинг удовлетворенности клиентов продукцией компании, внимательно относиться ко всем пожеланиям и учитывать высказанные потребителями замечания, планируя дальнейшее развитие бизнеса. В этом и заключается экономическая сущность автоматизации учета клиентов, поскольку решить перечисленные задачи можно только путем разработки автоматизированной системы на основе информационных технологий.
Дипломнику, решающему задачу автоматизации учета клиентов в рамках выпускной работы, необходимо понимать, что подобная информационная система предназначена, прежде всего, для аналитической работы, для выявления предпочтений потребителей, для выяснения причин отказов клиентов от своих заявок, для учета высказанных пожеланий и замечаний.
А это означает, что структура базы данных должна быть спроектирована таким образом, чтобы содержать информацию не только о постоянных клиентах компании и их заявках, но также и о «случайных» покупателях, сделавших единовременный заказ, а также о тех потребителях, которые так и остались «потенциальными», не воспользовавшись услугами компании.
Автоматизированная система способствует и удержанию постоянных клиентов, позволяя создавать для них наиболее выгодные условия, и в этом также заключается экономическая сущность автоматизации учета клиентов. Постоянные клиенты не только сами являются потребителями товаров и услуг, предлагаемых компанией, но и обеспечивают их рекламу и продвижение на рынке.
Как известно, удержать клиента, сделать его постоянным, бывает намного труднее, чем просто привлечь его внимание. Именно поэтому о своих постоянных клиентах компания должна сохранять любую информацию (разумеется, полученную законным путем и при наличии согласия клиента на ее обработку), даже если на первый взгляд эта информация кажется несущественной.