Хотя до сих пор еще у теоретиков не сформировалось единого представления о таком многоплановом комплексном понятии, как управление продажами, можно смело утверждать, что учет продаж ведется для обеспечения возможности управления ими, именно в этом состоит экономическая сущность автоматизации учета продаж.
Управление продажами некоторыми специалистами трактуется исключительно как вопрос управления, и, в первую очередь, управления людьми, осуществляющими продажи (подбор персонала, его обучение, мотивацию, стимулирование). Иные эксперты считают, что управлять, прежде всего, следует каналами сбыта. В более широкой трактовке в понятие управление продажами включается также и процесс взаимодействия с клиентами.
Как правило, вопросами сбыта продукции на предприятии занимается специальный отдел (отдел сбыта), и ведение учета продаж – одна из многих задач, решаемых специалистами этого отдела. При проектировании и разработке автоматизированной системы учета продаж необходимо обеспечить ее совместимость с информационными системами, уже введенными в эксплуатацию и используемыми в отделе. Дипломнику следует учитывать этот факт при выборе среды и языка программирования, а также СУБД, чтобы обеспечить совместимость своей системы, единство информационного пространства, избежать дублирования данных.
Особое внимание следует уделить методам интеграции новых модулей и подсистем. Целесообразно использовать такие механизмы, которые позволят программе работать как в составе сложного программного комплекса, так и в виде автономного модуля, решающего узкую задачу автоматизации. При таком подходе обеспечивается адаптация системы к изменяющимся условиям и длительность ее эксплуатации.
Для реализации аналитических функций и решения задачи управления продажами дипломнику потребуются глубокие теоретические знания в области маркетинга и менеджмента, практические навыки использования методов стратегического планирования и управления персоналом. Кроме того, при разработке программного продукта потребуется программно реализовать некоторые алгоритмы системного, ситуационного и экономического анализа.
И еще один аспект, о котором следует помнить выпускнику, раскрывая понятие экономическая сущность автоматизации учета продаж. Внедрение автоматизированной системы позволит вести сбор и накопление информации, на основе которой может быть дана количественная оценка эффективности выбранной ценовой политики, принятой стратегии сбыта, объективно оценена деятельность отдела продаж, а также принятые управленческие решения.